— строевые и порядковые упражнения;
— в стойке; — в партере;
— маневрирования в различных стойках.
Основными формами тренировочного процесса являются
— групповые тренировочные и теоретические занятия;
— медико-восстановительные мероприятия;
— медицинский контроль.
— основами техники выполнения физических упражнений.
— приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;
— формирование у детей устойчивого интереса к систематическим занятиям греко-римской борьбой.
— тактико-технические требования основных элементов в соответствии с программой;
— о необходимости соблюдения принципа «не навреди»;
Методы контроля и управления воспитательным процессом
— анализ результатов деятельности детей. Особое внимание в тренировочном процессе по спортивной борьбе уделяется воспитательной работе с учащимися. Занятия носят воспитательный характер и направлены на развитие и воспитание морально-нравственных качеств, трудолюбия, дисциплинированности, развивает их общественную активность.
Включает освоение элементов техники и тактики. Основные положения в борьбе:
— стойка (фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая,средняя, высокая);
— партер (высокий, низкий, положение лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост);
— положения в начале и конце схватки, формы приветствия; дистанции (ближняя, средняя, дальняя, вне захвата).
. Предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.
Основными задачами психологической подготовки являются:
привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
формирование установки на тренировочную деятельность;
формирование волевых качеств спортсмена;
совершенствование эмоциональных свойств личности;
развитие коммуникативных свойств личности;
развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.
— с теннисным мячом — упражнения с теннисным мячом. Броски и ловля из положения сидя (стоя, лежа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель (мишень) и на дальность (соревновательного характера);
— с набивным мячом (1-2 кг.) — сгибание и разгибание рук, круговые движения руками; сочетание движений руками с движениями туловищем; маховые движения, броски вверх и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лежа на спине, лежа на в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами(в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперед и назад);
— с гантелями (до 1 кг.) — сгибание рук, наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках и др.; со штангой – приседания, наклоны, вращения туловища (вес штанги от 40 до 80% к весу спортсмена в зависимости от возраста и квалификации); с гирями – выжимание, вырывание и толкание гири из различных исходных положений; различные движения с гирей руками, ногами, туловищем, удерживая гири; метание, жонглирование гирями (вес гири 8,16,24 кг). Использование камней, бревен, труб в качестве отягощения;
— со стулом.
Общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта греко-римская борьба (далее Программа) МБОУ «Приваленская СОШ» разработана в соответствии с:
— Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.03.2013г. №145 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба»;
— Федеральным законом от 14.12.2007г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
— Приказом Министерства спорта РФ от 27.12.2013г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
Особенность общеразвивающей программы заключается в поэтапном преемственном развитии обучающихся, начиная с первого класса. В программе разработана методика построения подготовки юных борцов в возрастном диапазоне (от 6,5 до 9 лет), дополнена и конкретизирована программа педагогического контроля юных борцов с учетом возраста.
освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
знаниями и навыками в организации и проведения соревнований; элементы акробатики и гимнастики.
История развития борьбы в России. Основные этапы развития борьбы в России после 1917. Спортивная борьба на мировых и европейских первенствах и олимпийских играх. Выдающиеся борцы России
Правила техники безопасности на занятиях. Правила поведения в борцовском зале и на борцовском ковре. Кодек чести борца. Безопасность – важнейшее требование в спортивной борьбе.
Единая спортивная классификации в спортивной борьбе. Борьба как самостоятельный вид спорта. Разряды и звания в спортивной борьбе. Разрядные требования к юношеским разрядам. Разрядные требования к взрослым разрядам. Терминология в спортивной борьбе
Основы техники и тактики спортивной борьбы. Понятие о технике спортивной борьбы, тактике спортивной борьбы. Взаимосвязь между приемами и комбинациями, ориентация на ковре во время учебно- тренировочных схваток. Элементы техники и тактики атакующих действий. Элементы техники и тактики защитных действий.
Физическая подготовка борца. Общие основы специальной физической подготовки в спортивной борьбе. Средства для совершенствования физической подготовки борца.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в социально бытовых условиях и на тренировках. Умывание, закаливание, купание. Медицинское обследование борцов. Оказание первой медицинской помощи при травмах. Профилактика травматизма, и охрана здоровья в спортивной борьбе.
Организация и проведения соревнований. По общей физической подготовке, технической подготовке. Оборудование мест занятий и спортивный инвентарь. Способы проведения соревнований. Правила соревнований по спортивной борьбе.
Специфика греко-римской борьбы и накопленный опыт ведущих тренеров страны диктует вести отбор и спортивную ориентацию обущающихся на основе круглогодичного приема в спортивно-оздоровительные группы. Подбор игр и игровых комплексов с элементами борьбы позволит более объективно оценивать пригодность детей к занятиям спортивной борьбой по таким важным качествам, как умение «видеть» соперника, реагировать на его конкретные действия, выявить «бойцовский характер», умение переносить болевые ощущения и т.п. Одновременно с этим решать задачи воспитания, приспособления их к специфике единоборства, т.к. игровой материал является удачной формой постепенной адаптации детей к предстоящему спортивному образу жизни. Здесь важны средства и методы игровой и соревновательной деятельности и огромные возможности общеразвивающего характера. Необходимо предусмотреть возможность работы с детьми, имеющими некоторый избыточный вес, неяркое проявление отдельных физических качеств и т.п., которые являются следствием условий жизни, но которым непротивопоказаны занятия борьбой.
Общая физическая подготовка
Основополагающую роль в подготовке борцов играет физическая подготовка. Общая физическая подготовка – процесс совершенствования физических качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека. Развитие и совершенствование общефизических качеств происходит на всех этапах тренировочного процесса.
Средства общефизической подготовки включают подготовительные и общеразвивающие упражнения. Подготовительные составляют гимнастические упражнения без предметов для основных групп мышц и направлены на развитие и поддержание гибкости и подвижности в суставах на расслабление мышц. Развивающие упражнения включают в себя занятия другими видами спорта, подвижные и спортивные игры. Эти упражнения применяются избирательно в течение всего годичного цикла. Наиболее больший объем средств ОФП приходится на подготовительный период. Из года в год по мере роста спортивного мастерства их доля в общем объеме тренировочных нагрузок снижается.
Для общефизической подготовки используются:
Средства физической подготовки, вводимые в тренировку, должны постепенно обновляться и усложнялись, чтобы обеспечить расширение и пополнение запаса двигательных координаций (умений и навыков), необходимых в спортивной борьбе.
Общая физическая подготовленность
При проведении тестирования следует обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создания условий для выполнения упражнений
Воспитание морально-нравственных, волевых свойств личности.
Спортивная школа организует воспитательную работу с занимающимися согласно раздела «Воспитательная работа» годового плана работы школы, утвержденного директором школы. Воспитательная работа преимущественно проводится в процессе тренировочных занятий, должна формировать у юных спортсменов потребность к занятиям спортом, постоянному стремлению к самосовершенствованию, к пополнению своих знаний, умений и навыков, воспитанию трудолюбия и бережного отношения к государственной собственности, к творческому подходу в жизни в применении своего опыта и знаний в практической деятельности.
Волевые свойства спортсменов формируются на основе высокой идейности и нравственности. Формирование моральной направленных волевых качеств, которые так необходимы в спортивной деятельности, – одна из важных задач и сторон морально-волевой характеристики спортсмена. « Спортивной этикой» принято называть совокупность норм поведения, регулирующих отношения людей в сфере спортивной деятельности. Нормы спортивной этики легко воспринимаются, если они сводятся к требованиям вести себя в спорте так, как это достойно человека, честно соблюдать установленные правила соревнований, не прибегать к запрещенным способам достижения превосходства над соперником, не допускать грубостей и т.д.
«Спортивная этика» является целью воспитания, потому что в ней концентрируются все нравственные нормы. Одновременно она может быть средством воспитания, как конкретный кодекс спортивной чести, к которому тренер с юных лет приучает спортсмена системой последовательных нравственных требований.
Эффективность обучения двигательным действиям значительно повышается, если тренер умеет сочетать традиционные методы физического упражнения с методами разъяснения и наглядности. Обучение любому движению начинается с создания представления о нем. Эта задача должна осуществляться не только на этапе первоначального разучивания, а продолжается на всем протяжении процесса обучения, постепенно расширяя и дополняя представление о двигательном действии.
В начале обучения не следует применять соревновательный момент, так как в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к выполнению ошибок, а их исправить всегда труднее, чем предупреждать.
В технической подготовке используют два методических подхода: целостное (обучение движению в целом в облегченных условиях с последующим расчленением, овладением его фазами и элементами) и расчлененным (раздельное обучение фазам и элементам и их сочетание в одно движение). Все эти особенности надо учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе
1 Актуальность, теоретическая и практическая значимость общеразвивающей программы
Борьба как вид спорта культивируется во многих спортивных школах и регламентируется учебно-методической документацией: локальными актами, учебными планами и т.д. В данной общеразвивающей программе используется опыт работы тренеров-преподавателей со спортивно-оздоровительными группами и группами обще-физической подготовки, а также общеразвивающей программы с детьми, начиная с 6,5-летнего возраста. Это связанно с более качественной подготовкой (развитие физических качеств и обучение техническим элементам) на основании индивидуального и психолого-педагогического подхода к занимающимся, что способствует ранней мотивации для занятий борьбой и формированию коммуникативных связей как в группе, так и занимающегося с тренером. В процессе изучения опыта работы конкретизирована структура подготовки юных борцов в соответствии с современными тенденциями развития греко- римской борьбы. В общеразвивающей программе разработана методика построения подготовки обучающихся в возрастном диапазоне (от 6,5 до 9 лет). Дополнена и конкретизирована программа педагогического контроля юных борцов с учетом возраста.
Теоретическая значимость программы заключается в оптимизации структуры подготовки юных борцов, реализуемой на основе учета возрастных особенностей их организма и современных тенденций развития греко-римской борьбы.
Практическая значимость программы для группы обще- физической подготовки заключается в разработке и внедрении в практику спортивной борьбы общеразвивающей программы подготовки юных борцов и педагогического контроля за динамикой физической и технической подготовленности в соответствии с этапом подготовки. В данной программе, в отличие от стандартных, представлена методика построения тренировочного процесса для детей 5-9 лет. В общеразвивающей программе: методический план по греко-римской борьбе, примерные планы тренировочного процесса, варианты распределения занятий в недельном микроцикле в зависимости от периода и условий подготовкиВ программе определенна общая последовательность изучения программного материала, что позволяет придерживаться единого стратегического направления в учебном занятии. Спортивная школа, являясь учреждением дополнительного образования призвана способствовать самосовершенствованию,
познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических качеств, интеллектуальных и нравственных способностей.
Цель общеразвивающей программы — формирование физической культуры личности обучающихся в процессе овладения основами спортивной борьбы, способных удовлетворить потребности в крепком здоровье, ведение здорового образа жизни. В программе ставятся задачи.
в содержании воспитательной работы будут задачи коммуникативного и коллективного воспитания, физического воспитания и нравственного воспитания, воспитания патриотизма, гармонизация физической и духовной сфер; формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; расширение объёма знаний о разнообразных формах соревновательной деятельности; использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации;
– развитие познавательных, физических, нравственных способностей обучающихся путем использования их потенциальных возможностей способствует формированию личности воспитанника, поэтому важно приобщить его к здоровому образу жизни, развить в нем стремление к активному и содержательному проведению свободного времени. Следует развивать в нем умение творчески подходить к решению возникающих проблем, как во время занятий, соревнований. Это поможет ему в жизненном самоутверждении и самоопределении. Овладение знаниями о борьбе, умениями в выполнении общеразвивающих и общеподготовительных упражнений на скорость, ловкость, быстроту, выносливость. На основе совокупности приобретенных знаний и навыков учащиеся должны выполнять разнообразные тактико-технические действия по применению полученных знаний и навыков в нестандартной обстановке; расширение двигательного опыта за счет разнообразных общеразвивающих, физических упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладение современными системами физических упражнений.
Основная идея общеразвивающей программы для спортивно- оздоровительной группы – реализация тренировочного процесса, конечной целью которой является оценка перспективности юных борцов, правильную их ориентацию в спортивной деятельности, полноценное комплектование учебной группы, подготовку начинающих спортсменов к следующим этапам тренировки. Программный материал представлен в виде современных технологий. В данной программе под технологиями понимается набор операций по формированию знаний, умений и навыков, направленных на укрепление здоровья детей и подростков.
Их применение в процессе занятий греко-римской борьбой в учреждениях дополнительного образования обеспечивает создание безопасных условий для занятий и рациональную организацию образовательного процесса.
здоровью. Включают гигиеническое обучение (правильное питание, гигиену тела), обучение жизненным навыкам в общении (управление эмоциями, разрешение конфликтов), осознанное соблюдение техники безопасности на занятиях.
Технологии воспитания физической культуры и укрепление здоровья. Усиливают воспитание у занимающихся культуры здоровья, личностных качеств.
Оздоровительные технологии. Направлены на решение задач укрепления физического здоровья учащихся. Разделяются на два вида: спортивно-оздоровительные (средствами греко-римской борьбы) и физкультурно-оздоровительные (средствами для профилактики и коррекции основных нарушений в состоянии здоровья).
Привитие любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям греко-римской борьбой;
— укрепление здоровья и закаливание организма;
— развитие физических качеств;
— формирование основных двигательных умений и навыков;
— формирование этических и морально-волевых качеств;
— отбор занимающихся для дальнейшей спортивной подготовки;
— развитие специальных физических качеств, необходимых в единоборстве;
— ознакомление с техническим арсеналом.
Последующие годы обучения спортивно-оздоровительного этапа
Расписание занятий составляется администрацией МБОУ «Приваленская СОШ» в целях установления благоприятного режима тренировок и отдыха занимающихся.
Свыше первого года обучения занимающиеся должны
1) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
2) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
3) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
4) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
5) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
2) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
4) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
5) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
знаниями и навыками приобретенные основы техники борьбы в партере и в стойке; основами техники выполнения физических упражнений.
Зачетные требования представленные в таблице 7, являются ориентировочными. При оценке уровня физической подготовленности необходимо учитывать, что здесь приводятся усредненные значения контрольных упражнений без учета весовых категорий. Оценка уровня развития физических качеств проводится по результатам тестирования на основе комплекса разнообразных упражнений (табл. 6). Тестирование состоит из пяти нормативов по общей физической подготовке (ОФП) и трех нормативов по специальной физической подготовке (СФП).
Первый год занятий
Рекомендуется строить воспитательный процесс таким образом, чтобы сфера занятий спортивной борьбой не стала для занимающиеся «раковиной для улитки» важно развивать в них ростки самостоятельности через различные формы приобретения социального опыта проживания разнообразных ситуаций, поддерживать в них «ощущение успеха», способствующее развитию уверенности, независимости, облегчающий процесс самоутверждения в обществе особенно остро переживаемый в подростковом возрасте.
Цель: отбор, стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий, ознакомление с историей возникновения греко- римской борьбы, ознакомление с правилами греко-римской борьбы, адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки.
— игры с прорывом через строй, из круга.
Акробатические упражнения. Кувырки, перевороты, подъемы. Кувырки вперед и назад с переходом в стойку на кистях; кувырок – полет в длину (высоту) через препятствие (мешок, чучело, стул, веревочку и др.); кувырок одна нога вперед; кувырок через левое (правое) плечо; кувырок скрестив голени; кувырок из стойки на кистях, из стойки на голове и руках. Переворот боком, переворот вперед. Подъем разгибом из положения лежа на спине. Парные кувырки вперед и назад. Парный переворот назад, сальто вперед с разбега, фляк и др.
Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции (30,60, 100 м с низкого (высокого) старта, бег по пересеченной местности (кроссы) до 3 км с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Прыжки в длину и высоту с места и разбега (толчком одной и двумя ногами, с поворотами).
Спортивные игры. Ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами игры в баскетбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, футбол и др. Двусторонние игры по упрощенным правилам.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, прыжками, элементами сопротивления; игры с расстановкой и собиранием предметов, с переноской груза, с прыжками и бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр. комбинированные эстафеты.
Специальная физическая подготовка
Простейшие формы борьбы. Отталкивание руками, стоя друг против друга на расстоянии одного шага: перетягивание одной рукой, стоя правым (левым) боком друг к другу; перетягивание из положения сидя ноги врозь, упираясь ступнями; перетягивание каната; выталкивание с ковра; борьба за захват руки (рук, ноги, ног), после захвата ноги противником, на коленях, на кушаках, за овладение мячом, «бой всадников», «бой петухов» и др.
Упражнения для укрепления моста. Движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы; упражнения для мышц шеи в упоре головой в ковер: движения вперед-назад, в сторону, кругообразные, забегания вокруг головы; упражнения в положении на мосту с партнером; опускание на мост со стойки с помощью партнера и самостоятельно; перевороты с моста через голову; упражнения на мосту с набивным мячом, гирями, штангой; вставание с моста; уходы с моста(самостоятельно и с помощью партнера) и др.
Имитационные упражнения. Упражнения в выполнении приемов борьбы или отдельных частей приемов без партнера с чучелом или мешком. Поднимание мешка, стоящего вертикально на плечо, мешка, лежащего на ковре, до уровня груди. Упражнения с чучелом в бросках через спину, с прогибом, в переворотах накатом и т.п.
Упражнения с партнером. Выполнение отдельных элементов приемов и их сочетаний (на точность и быстроту).
Упражнения в самостраховке и страховке партнеров. Отталкивание руками от ковра из упора лежа; падение на ковер, стоя грудью (боком, спиной) к нему, с приземлением на полусогнутые руки; напряженное падение на ковер при проведении приемов, не выставление прямых рук в ковер, сгибание ного атакованным при бросках подворотом.
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Примерный учебный план тренировочных занятий (36 недель)
В спортивно-оздоровительных группах распределение нагрузки по разделам общефизической, специальной и технико-тактической подготовки может изменяться в зависимости от состава группы.
Направленность недельных микроциклов для практических занятий в спортивно-оздоровительной группе по греко-римской борьбе
Содержание основной части занятий может варьироваться в зависимости от решаемых задач и выбора средств тренировки.
После первого года обучения занимающиеся должны
3.1. О РГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Основы знаний по физической культуре и спорту
История развития борьбы. Из истории зарождения и развития борьбы. Борьба — один из самых древних и любимых народом видов спорта. Истоки ее зарождения уходят в глубину веков. Ещё в первобытно – общинном строе человеку приходилось вступать в единоборства.
В этих поединках формировались определенные навыки, тактические уловки. Человек искал и находил такие способы единоборства, которые обеспечивали бы ему победу с наименьшим риском и наименьшей затратой сил. Так наряду с трудовыми навыками, накапливались и приемы борьбы, которые передавались из поколения в поколение.
Правила техники безопасности на занятиях, в тренировочных схватках, игр с элементами единоборств. Безопасность – важнейшее требование в спортивной борьбе. Знать правила поведения на борцовском ковре.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Гигиенические требования к занятиям борьбой. Понятие о гигиене. Общие гигиенические требования в социально бытовых условиях и на тренировках. Умывание, закаливание, купание. Медицинское обследование борцов. Оказание первой медицинской помощи.
Единая спортивная классификация в спортивной борьбе. Борьба как самостоятельный вид спорта. Разряды и звания в спортивной борьбе. Разрядные требования к юношеским разрядам.
. Борцовское трико красного или синего цвета, борцовки, бандаж.
Место проведения занятий. Борцовский зал, уложенный специальными
«матами», борцовские манекены для отработки технических действий.
Основные положения правил соревнований по спортивной борьбе. Организация и правила проведений соревнований. Способы проведения соревнований. Основы оценки приемов и действий.
Физическая подготовка борца. Необходимость физической подготовки. Спортивные игры как средство физической подготовки. Утренняя зарядка и тренировки. Активный отдых в выходные дни.
Разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения (коллективного способа обучения), индивидуального способа обучения, и технология игры с элементами единоборств. Возникающие при этом шум и движение не мешают процессу, поскольку занятия проходят в борцовском зале и на открытой местности. Подобная организация обучения служит «динамической разминкой» после обучения в школе, в условиях классно урочной системы и гиподинамии.
стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий, овладение основами техники выполнения физических упражнений и освоения основ техники греко-римской борьбы, адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировки.
Стабильность состава занимающихся;
— динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;
— уровень освоения основ техники вида спорта, навыков гигиены и самоконтроля.
В качестве основного принципа организации тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести учащихся к пониманию сути единоборства с позиций возникающих и создающихся в ходе поединка ситуаций.
Система контроля и зачётные требования
Перед окончанием тренировочного года обучающиеся спортивно- оздоровительной группы, выполнившие тренировочный план, предусмотренный для них тренировочной общеразвивающей программой сдают тестирование. Тестирование состоит из трех разделов:
Для зачисления в группы первого года начальной подготовки используются тесты, оценивающие физические качества. Спортивная школа самостоятельна в выборе системы и форм оценок занимающихся. Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной школе. Для спортивно-оздоровительных групп нормативы, главным образом, носят контролирующий характер.
Спортивно-оздоровительный этап – стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей развития физических качеств, уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.
Для спортивно-оздоровительных групп – два года, для групп обще-физической подготовки – два года.
Первый год обучения — спортивно-оздоровительный этап:
— соблюдение норм поведения страховки и самостраховки в борцовском зале;
— правила техники безопасности;
— правила поведения в коллективе и в обществе;
— умение выполнять задания на занятиях;
— динамика индивидуальных показателей развития физических качеств; — соблюдение основных правил личной гигиены на тренировках.
Планирование индивидуальных занятий в летний период в спортивно- оздоровительной группе по греко-римской борьбе
В переходном периоде (июнь – июль) решаются
— укрепление здоровья обучающихся с проведением профилактических и лечебных мероприятий;
— обеспечение активного отдыха юных борцов;
— создание основы для последующей функциональной подготовки и развития физических качеств; повышение координационных возможностей и уровня развития гибкости.
Этот период совпадает с летними каникулами, поэтому может проводиться как в условиях спортивного лагеря, так и в форме индивидуальной самостоятельной подготовки по заданию тренера.
Уровень квалификации тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать следующим требованиям: для работы в спортивно-оздоровительных группах — наличие среднего профессионального образования или высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы по специальности.
Примечание. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Количественный расчет кадровой потребности осуществляется на основе тарификации тренерского состава, планово-расчетных показателей количества спортсменов и тренеров, осуществляющих спортивную подготовку, и режима эксплуатации спортивных сооружений, на которых осуществляется реализация общеразвивающей программы.
Контроль за состоянием здоровья обучающихся осуществляет медицинский персонал. Медицинское обследование спортсмены проходят один раз в год. Медицинское обследование включает:
В случае необходимости, по медицинским показаниям, организуется дополнительная консультация у других специалистов.
Возрастание роли физической культуры и спорта как средства воспитания юных спортсменов обуславливает повышение требований к воспитательной работе. При этом важным условием успешной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий на формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе семьи,
образовательной школы, коллектива педагогов учреждения дополнительного образования детей.
ПРИЕМ И ЗАЧИСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В основу комплектации групп положена научно обоснованная система подготовки с учетом возрастных особенностей становления спортивного мастерства. Особенности набора в спортивно – оздоровительной подготовке допускаются все лица, желающие заниматься греко-римской борьбой, не имеющие медицинских противопоказаний (имеющих письменное разрешение врача). Продолжительность этапа не ограничена, охватывает весь период занятий в объединении.
Прием в спортивно-оздоровительные группы осуществляется на основании заявления родителей (для детей, не достигших 14-летнего возраста) и справки врача о состоянии здоровья. Организация, осуществляющая общеразвивающую подготовку при соблюдении следующих условий:
Численный состав занимающихся, объем тренировочной работы в спортивно-оздоровительных группах устанавливается в соответствии с нормативно-правовыми основами ФГТ, регулирующими деятельность спортивных школ. Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных с учетом соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах от 6,5 до 7 лет, в группах обще- физической подготовки от 7 до 9 лет.
Минимальное количество занимающихся 15 человек. Количество часов в неделю — 6 часов, продолжительность занятий — 60 минут. (табл. 1-3). Приказ от 24 октября 2012г. №325 «О методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации Максимальный состав определяется с учётом правил соблюдения правил техники безопасности на тренировочных занятиях. Недельный режим тренировочных занятий является максимальным условием и установлен от периода и задач подготовки. Установленная недельная тренировочная нагрузка является максимальной. Примерный учебный план для отделения греко-римской борьбы представлен с расчетом на 36 недель занятий.
Перевод занимающихся, в следующие группы обучения и увеличение тренировочных нагрузок обуславливается стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности и по предоставлению справки врача о состоянии здоровья.
Основными формами тренировочной работы в спортивно- оздоровительной группе являются групповые занятия, индивидуальные занятия, теоретические (в форме бесед, лекций, просмотра соревнований).
В течение года на место выбывших занимающихся (по причине отсутствия, желания посещать занятия, пропусков занятий, по состоянию здоровья т.д.) разрешается набирать в группу новичков с допуском от врача.
Ожидаемые конечные результаты
— сохранность физическое, психическое и нравственное здоровье воспитанников секции дополнительного образования;
— осознание воспитанником ответственности за свое здоровье, применение правил здорового образа жизни;
— уметь проводить «коронные» приемы в схватке с любым соперником, имея в наличии несколько вариантов их тактической подготовки;
— уметь использовать «срывы» соперника в партер с целью получения технического преимущества;
— уметь использовать усилия и движения соперника у края рабочей площади ковра для проведения контратакующих действий за ковер;
— уметь использовать усилия соперника в зоне «пассивности» с тем, чтобы развернуть, продернуть его с последующими атакующими действиями;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: соревнования, показательные выступления, открытые занятия.